Кастовая система
(caste system), система социального расслоения об-ва, при к-рой люди сгруппированы в соответствии с опред. рангами. Варианты К.с. можно встретить во всех инд. религ. об-вах, не только индуистских, но и у джайнистов, в мусульм., буд. и христ. общинах. Деление на касты происходит от трехуровнего социального разделения ариев, к-рые вторглись в Сев. Индию ок. 1500 г. до н.э. Однако только индуисты разработали теологич. и законодат. основу кастового деления индуистское право). Три иерархии К.с., или варны, представляли брахманов (священнослужителей и интеллигентов), кшатриев (правителей, воинов и управляющих) и вайшиев (земледельцев и купцов). Каждая варна делилась на неск. каст, или джати, традиционно определяемых по роду занятий, но часто связанных с географией проживания, брачными отношениями или особенностями питания. Религ. подтверждение системы варна-джати содержится в Ригведе, древнейшем тексте Вед, где описывается, как пуруша, первоначально космич. человек, был разделен богами на варны, каждая из к-рых имеет отличительные черты и особую роль в об-ве. Одно из предубеждений К.с. - понятие чистоты: степень загрязнения определяется родом занятий джати, их традиц. питанием или обычаями. Выполняющие наиб, грязную работу относятся к неприкасаемым. Последние находятся за пределами варн, хотя являются частью К.с. Махатма Ганди, с целью улучшить статус неприкасаемых, переименовал их в хариджанз (дети бога), но от этого назв. впоследствии он отказался в пользу др. - далит (угнетаемые). Неприкасаемые остаются самыми угнетаемыми членами инд. об-ва, несмотря на закон, оговаривающий для них право на гос. работу, места в образовательных учреждениях и парламенте. В последние годы предложения подобной положительной дискриминации для др. каст были гл. заботой инд. политиков. Критики полож. дискриминации утверждают, что в демокр. системе такая политика не более, чем предвыборный трюк и что урбанизация и модернизация постепенно разрушат К.с., однако ее сторонники ссылаются гл.об. на стойкость К.с.